Ребёнок переходит в старший класс. Как помочь ему справиться с давлением и тревожностью?

Ребёнок переходит в старший класс. Как помочь ему справиться с давлением и тревожностью?

Исследования показывают, что после перевода в старшие классы ученики чаще чувствуют нервозность, беспокойство, напряжение, тревогу, а также гнев, раздражительность и у них все чаще возникают проблемы со сном и потеря аппетита. Они страдают от тошноты, головной боли, боли в животе, боли в спине и головокружения.

Давайте подробнее рассмотрим проблемы, которые несет с собой этот этап, и то, как родители могут поддержать детей на этом важном шаге к взрослению.

Борьба с биоритмом

Для многих учеников переход на следующую ступень обучения связан с изменившимися биоритмами. Основной девиз “вставай раньше” доставляет поистине физическую боль. Так как в фазе полового созревания фаза бодрствования у подростков сдвигается назад. А это означает, что многим старшеклассникам труднее заснуть вечером и очень трудно встать с постели утром. В результате многие из них чувствуют усталость в первые два часа занятий в школе или в течение дня. Благонамеренный совет «ложись спать пораньше» тут не работает, потому что заставить себя заснуть вопреки изменившемуся биоритму вряд ли возможно.

Проблема: из исследований мы знаем, что ограничение качества сна может ухудшить работоспособность, усилить проблемы с концентрацией, вызвать трудности с принятием решений и негативно сказаться на настроении.

Новая социальная группа

Переход также означает попадание в новый смешанный класс. В таких неизвестных социальных ситуациях активируется наша система привязанности. В мгновение ока ребенок задает себе ряд вопросов: 

  • Я здесь в безопасности? 
  • Могу ли я доверять этим людям? 
  • Кто ко мне благосклонен? 
  • Кого нужно остерегаться? 
  • Кто здесь задает тон? 
  • Что я не должен делать? 

В первые несколько недель дети в основном заняты “обнюхиванием” других, оценкой класса и знакомством с собственным положением, например, “Могу ли я безопасно задавать вопросы? Или я рискую получить хихиканье или жестокие высказывания от других учеников?”

Создание хорошей атмосферы в классе и поиск собственного места в новой группе требует от учеников и учителей адаптации, что требует огромных затрат энергии. Только когда ребенок чувствует себя в безопасности, он может полноценно участвовать в обучении.

Эффект «пруда с рыбками»

При переводе ученики обычно попадают в более однородную группу, чем их класс начальной школы. Это влияет — как показывают исследования так называемого эффекта пруда с рыбками — на мотивацию и успеваемость учеников. Многие дети, добившиеся хороших результатов в начальной школе, после перехода старший класс начинают получать плохие оценки. Причины очевидны: давление возрастает, критерии оценок ужесточаются, а конкуренция растет.

Давайте рассмотрим простой пример, чтобы проиллюстрировать этот эффект. Предположим, вы одаренный певец-любитель. Вы регулярно поете сольные партии в хоре. Все идет прекрасно и жизнь, что называется, удалась. Вы получаете удовольствие, чувствуете себя компетентным и уверены, что вносите большой вклад в жизнь хора. Образно говоря, вы принадлежите к «большой рыбе» в своем «пруду». А теперь представьте, что вас внезапно приняли в хор, полный профессионально подготовленных певцов. Вначале вы, вероятно, гордитесь и очень мотивированы быть частью такой “элитной” группы. Но через короткое время в голове начинают появляться следующие мысли:

  • У всех здесь прекрасные голоса — я вообще не привлекаю внимания!
  • У других намного лучше техника.
  • Как вообще при такой конкуренции здесь можно получить соло?
  • Я хороший певец, но по сравнению с другими в этом хоре я, в лучшем случае, “середнячок”.

Со временем вы начинаете более критично относиться к своим способностям, и думаете, что вашему вокалу будет уделяться меньше внимания в условиях жесткой конкуренции. Вкратце: теперь вы чувствуете себя маленькой рыбкой в большом пруду, полном ослепительных, чудесных рыб-певцов. 

У детей, которые перешли в старший класс, появляется аналогичный опыт. Каждый день они видят, что уже не могут так легко успевать, и их уверенность в себе и желание учиться резко падают.

С другой стороны, мотивация наоборот может вырасти, если они почувствуют, что не уступают своим одноклассникам по успеваемости. Поэтому переход в класс, который лучше соответствует их способностям, может иметь чрезвычайно положительные последствия, особенно для слабых учеников.

Более высокие требования

Для многих детей классный руководитель был важным воспитателем в начальной школе, и отношения с ним были достаточно близкими. В средней школе детей обучают разные учителя-предметники, с которыми они уже не имеют таких отношений. Это часто приводит ребенка к разочарованию из-за того, что «учителя интересует только его предмет, а не он». 

Кроме того, теперь к школьникам предъявляются более высокие организационные требования:

  • Приходится менять классную комнату несколько раз в день, поэтому необходимо заранее подумать об учебных материалах, которые нужно брать с собой.
  • Часто приходится выполнять несколько контрольных работ в неделю.
  • Получать более сложные задания, подготовительную работу над которыми они должны планировать и структурировать более длительный период времени.

Что в такой ситуации могут сделать родители

Родители должны проявить понимание, когда ребенок жалуется, что ему нужно выполнить множество домашних заданий или, что в ближайшем будущем ему предстоит много экзаменов. А также терпение, если ребенок на этом этапе на все начинает реагировать более эмоционально, чем обычно.

Вместо того, чтобы читать детям проповеди и нотации, лучше предложите им свою помощь в планировании и организации учебного процесса. 

Ни в коем случае не позволяйте плохим оценкам влиять на ваши с ребенком взаимоотношения, не превращайте это в драму. Вы можете утешить своего ребенка, если он расстроен, и вместе с ним подумать, что можно сделать по-другому в следующий раз: 

  • начать готовиться раньше? 
  • попробовать сделать тренировочный тест? 
  • потренироваться с одноклассниками? 
  • посмотреть разъяснение темы на YouTube?

И последнее, но не менее важное: необходимо очень четко следить за благополучием ребенка и его учебной нагрузкой! Остается ли у ребенка достаточно времени, чтобы встречаться с друзьями и заниматься любимым хобби, или он каждый день засыпает за учебниками? Обязательно вмешайтесь, если вы заметили, что учебная нагрузка перегружает вашего ребенка, и поощряйте его делать перерывы, даже перед подготовкой к экзаменам.


Что делать, если ребенок стал получать плохие оценки в школе

Почему родители могут быть виноваты в беспокойстве ребенка из-за плохих оценок

Мой ребенок боится ходить в школу. Что делать?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 5 =

Прокрутить вверх
Пролистать наверх