Почему родители могут быть виноваты в беспокойстве ребенка из-за плохих оценок

Почему родители могут быть виноваты в беспокойстве ребенка из-за плохих оценок

Все мы знаем детей, на которых «давят» родители. Матери и отцы, которые отчитывают своих отпрысков или кричат на них, заключают под домашний арест или даже прибегают к насилию, когда ребенок получает плохие оценки. 

Но в семьях, где родители очень любят своих детей и хотят для них только самого лучшего, часто распространяется иная (скрытая) форма давления. 

В этих семьях мамы или папы с озабоченностью обращаются к учителям или даже психологам и говорят, что их ребенок «подвергает себя огромному давлению», тратит значительно больше времени на обучение, чем другие дети, что он перфекционист и хочет делать все хорошо, что он или она перед экзаменами часто испытывает стресс и очень разочаровывается, когда оценки не высоки. Они сообщают о эпизодических головных и абдоминальных болях, напряжении и внутреннем возбуждении, а также о том, что ребенку трудно (а иногда невозможно) заснуть перед экзаменом. 

Когда мы знакомимся с семьями, обычно становится ясно, что здесь царит благоприятная и доброжелательная атмосфера. Ученики описывают, как они учатся дома и какие замечательные у них родители, к которым они могут обратиться с любым вопросом. В большинстве случаев подростки говорят нам примерно следующее: «Мои родители хотят для меня только самого лучшего. Они меня во всем поддерживают. Мои родители не оказывают на меня никакого давления». И родители соглашаются: «Ну, конечно из-за нас он / она не должен ходить в среднюю школу. Главное, чтобы потом он смог найти работу, которая будет доставлять ему удовольствие и чтобы он был счастлив».

Беспокойство — яд

Многие родители живут в постоянной заботе о своем ребенке. Их мысли постоянно вращаются вокруг того, а вдруг с ребенком случится что-то плохое, общается ли он только с «правильными друзьями», счастлив ли он и сможет ли найти свое место в обществе?

Во многих случаях родители воспринимают эти переживания как выражение своей любви и заботы: «В конце концов, я забочусь о своем ребенке. Есть достаточно родителей, которые не заботятся о своих детях и просто позволяют им делать все, что заблагорассудится». В результате особо чувствительные дети, которые находятся в близких отношениях со своими родителями, делают все возможное, чтобы максимально освободить их от забот и страхов. Они действительно хотят быть хорошими, чтобы показать: «Послушайте, у меня все под контролем, вам не о чем беспокоиться».

Например, ребенок приходит домой с плохой оценкой и в подавленном настроении. Мать или отец утешают ребенка, говоря ему, что такое может случиться с каждым, что плохая оценка — это не так уж и плохо. В то же время сами родители немного разочарованы: они спрашивают себя, почему возникла эта оценка, был ли ребенок подготовлен недостаточно и что им нужно сделать, чтобы избавить его от этого разочарования в будущем. Быстро присоединяются и тревожные мысли следующего рода: “А что, если так и останется? Что, если мой ребенок не такой умный как мне бы хотелось?”

На вербальном уровне они посылают сигнал, что оценки не так важны для них, что неудачи являются частью этого, что средняя школа не является важным фактором для достижения успеха в жизни. Но на эмоциональном уровне они посылают противоположные сигналы.

Ребенок чувствует эту неуверенность, которая накапливается в родителях, и вскоре начинает чувствовать себя виноватым и брать на себя ответственность: «Мои родители огорчены из-за меня». Только проблема заключается в том, что в детстве дети совершенно бессильны против родителей.

Беспокойство может быть скрытой формой давления

Фраза: «Я просто беспокоюсь о тебе», часто используется, чтобы дать понять другому человеку, что это важно для нас. Такие предложения и опасения можно понимать как давление: “Я не верю, что ты сам с этим справишься”. 

Постоянные (даже подсознательные) сообщения в этом направлении со временем делают ребенка слабым. В то же время каждое высказанное беспокойство сопровождается скрытым призывом: “Пожалуйста, докажи мне, что мои опасения необоснованны”.

Если нас что-то беспокоит, то обычно для этого есть веская причина. Иногда это связано с определенной ситуацией: например, ребенку не удается соответствовать школьным требованиям в течение длительного периода времени, и родители по понятным причинам беспокоятся о том, как правильно им поступить. В результате, если оценки плохие, они всегда подвергают себя сомнениям: «Что эта плохая оценка говорит обо мне как о матери?». 

Страх редко бывает хорошим советчиком

Дети и подростки чувствуют эти страхи и беспокойства, а также связанное с ними давление, но обычно не могут определить, откуда они исходят. К сожалению, лежащие в их основе механизмы часто остаются незамеченными в течение длительного времени.

Что в такой ситуации могут сделать родители

1. Напишите на листе бумаги все, что беспокоит вашего ребенка. Теперь поставьте себя на место своей дочери или сына. Спросите себя: 

  • Как мои волнения влияют на моего ребенка? 
  • Как я реагирую на плохие оценки?
  • Как мой ребенок реагирует на плохие оценки?

2. Принятие на себя ответственности. Поступая таким образом, мы осознаем, что часть нашей задачи как родителей — найти способ справиться с нашими заботами и беспокойством.

3. Разработайте стратегии борьбы со  своими собственными страхами: постарайтесь активно бороться со своими страхами, заменяя свои “плохие” мысли на “позитивные”.


Ребёнок переходит в старший класс. Как помочь ему справиться с давлением и тревожностью?

Английский для школьников младших классов (1-4 класс)

Английский для школьников средних и старших классов (5-11 класс)

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × 3 =

Пролистать наверх