Как научить ребенка правильно читать

Как научить ребенка правильно читать

Будь ты молод или стар: научиться читать и писать очень не просто. Это действительно изнурительная работа.

Эволюционные изменения

С одной стороны, большинство детей развивают навыки, такие как речь или передвижение, очень быстро и, казалось бы, без особых усилий. Это объясняется тем, что в человеческом мозге есть «готовые программы» для таких жизненно важных навыков, которые помогают детям быстро освоить и отточить такие навыки самостоятельно.

Но это не относится к чтению и письму. Эти культурные приемы существуют у людей всего около шести тысяч лет. Перевод разговорного языка в символы — сравнительно недавнее достижение людей. Еще несколько поколений назад обучение чтению и письму было предназначено лишь небольшой части населения. В ходе эволюции человеческий мозг не был подготовлен к легкому освоению этих навыков. Мы можем овладеть такими культурными приемами только путем целенаправленного обучения.

Из-за этого дети поначалу находят чтение (и письмо) трудным и стрессовым занятием — это нормально. 

Автоматизация навыка

Вы должны пройти несколько этапов, прежде чем чтение станет автоматическим навыком. Вначале дети должны научиться распознавать каждую букву и назначать ей правильный звук. 

По мере увеличения практики учащиеся преуспевают в распознавании наиболее распространенных звуковых связей с первого взгляда. После многих единиц чтения диапазон звуковых связей постепенно увеличивается и, наконец, мозг создает визуальный словарь для наиболее употребительных слов. Чем больше ребенок читает, тем быстрее он сможет ухватить сразу не одно, а несколько слов или даже целые предложения. На этом уровне он расшифровывает предложение типа: «Бабушка печет пироги на кухне» уже не дословно, а более крупными единицами (например, бабушка печет) или даже целым предложением.

Только когда ребенок научился автоматизировать чтение до такой степени, что ему больше не нужно сознательно думать об отдельных буквах или слогах, его мозг будет иметь достаточно возможностей, чтобы понимать содержание текста. Большинство учеников первого класса еще не достигли такого уровня. Часто они все еще так заняты расшифровкой букв.

Чтобы перейти на следующий уровень чтения, необходимо больше практиковаться!

Попробуйте использовать следующий ритуал:

Найдите книгу по теме, которая интересует вашего ребенка. Если ваш ребенок учится в первом классе, это должна быть книга начального уровня. В книжном магазине, в Интернете или в библиотеке вы найдете увлекательные истории на любой вкус — независимо от того, увлечен ли ваш ребенок пони, «Звездными войнами», индейцами или пиратами.

Перед сном предложите ребенку либо сразу выключить свет, либо спокойно почитать вместе с вами в постели в течение 10 минут. Примечание: даже для тех, кто действительно не любит читать, просмотр книги часто является меньшим злом, чем «необходимость немедленно уснуть».

Читайте с ребенком по очереди. В зависимости от того, насколько далеко ваш ребенок уже зашел, вы можете начать с отдельных слов или нескольких коротких предложений. Если ваш ребенок по-прежнему читает медленно и неуверенно, имеет смысл прочитать ему еще раз те разделы, которые он только что сам прочитал вслух. Таким образом, вы даете ему возможность погрузиться в историю, даже если он пока не замечает большой части содержания.

Во время занятий следует сосредоточиться на получении удовольствия от занятий. Старайтесь не читать слишком быстро. Если ваш ребенок делает ошибки, не надо постоянно поправлять его. Во многих случаях это приводит к сильному разочарованию, и со временем дети отказываются читать вслух. Некоторые родители трогают своего ребенка за руку на мгновение, в то время как другие держат пальцы в книге на соответствующем слове, чтобы указать ребенку, что он должен повторить это слово еще раз. Создайте уютную и непринужденную атмосферу.

Если вы хотите, вы можете прервать чтение, время от времени обсуждая содержание с ребенком. Предложения и вопросы вроде: «Оу, это было неожиданно — как ты думаешь, что будет дальше?», «Бедная! Должно быть, ей было больно, когда она упала с пони». Обсуждая текст с ребенком, вы укрепите его понимание текста. 

Вместе с ребенком подумайте о том, как может дальше развиваться история. Таким образом, дети начинают понимать структуру рассказов. Например, многие истории построены таким образом, что один или несколько человек сталкиваются с проблемой и должны использовать определенные средства для достижения определенной цели.

Задавайте вопросы по тексту, как:

  • Что бы ты сделал в такой ситуации?
  • Какой твой любимый герой в этой истории?

Резюмируйте, пусть ваш ребенок время от времени пересказывает историю устно:

  • Что вы уже знаете о герое Х?
  • Не мог бы ты рассказать мне историю своими словами?

Почему ученики так нервничают перед экзаменом?

Советы по общению родителей со школьными учителями

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 4 =

Прокрутить вверх
Пролистать наверх