Как помочь ребенку запоминать прочитанную информацию?

Как помочь ребенку запоминать прочитанную информацию

Наш мозг — это не жесткий диск, а глаза — не сканер. Пассивное повторение — самый распространенный метод обучения, но также и самый худший!

Чем активнее мы будем работать с прочитанным материалом, тем быстрее сможем запоминать информацию. Если нам удается сочетать новые знания с уже знакомой нам информацией, находить примеры, пересказывать содержание своими словами или создавать яркие образы, мы создадим прекрасные воспоминания.

Базовая стратегия изучения текста состоит всего из трех шагов:

  • Разделите текст на отдельные разделы;
  • Прочитайте отдельный раздел;
  • Перескажите своими словами прочитанный материал.

Во-первых, позвольте вашему ребенку разделить текст на отдельные части. В большинстве случаев (в учебниках) текст предварительно структурирован по заголовку и подзаголовку. 

Дайте время ребенку прочитать раздел, затем сделайте паузу и попросите его пересказать своими словами, то что он только что прочитал. После этого вы можете спросить, что еще он знает по данной теме. 

Предупреждение: следите за тем, чтобы ребенок не запоминал текст “автоматом”, повторяя его дословно. 

Постоянное чередование между чтением и воспроизведением прочитанного имеет два преимущества: во-первых, наш мозг менее устает, когда мы переключаемся между двумя видами деятельности (чтением и пересказом). Во-вторых, мы более сосредоточены. Дети, которые только читают тексты, часто осознают, что ничего не поняли. 

Как только ребенок освоит первые три шага, можно добавить четвертый шаг: контроль знаний. Как родитель или учитель вы можете спросить ребенка: 

  • он понимает, о чем говорится в этом разделе? 
  • насколько хорошо он запомнил информацию? 
  • у него достаточно знаний, чтобы ответить на вопросы по этой главе? 

Со временем ребенок будет все лучше и лучше понимать, насколько хорошо он усваивает тему и когда ее нужно дополнительно повторить.

Усильте стратегию: подчеркните ключевые слова

Если ваш ребенок может легко использовать предыдущие четыре шага, можно будет практиковать пятый шаг: подчеркивание ключевых слов.

  1. Разделите текст на отдельные разделы.
  2. Прочитайте отдельный раздел.
  3. Перескажите своими словами прочитанный текст.
  4. Проверьте знания.
  5. Подчеркните ключевые термины.

Многие школьники просто подчеркивают все, что им кажется важным. Проблема заключается в том, что типичные тексты учебников написаны так, что практически все важно и поэтому почти все надо подчеркивать и выделять. 

Учите детей отмечать только ключевые слова. Это слова, которые лучше всего передают содержание раздела. 

Используйте следующую инструкцию: «Подчеркните три-пять слов, которые лучше всего отражают содержание этого раздела». Или, более образно: «Представьте, что вам разрешили написать шпаргалку с тремя словами для этого раздела. Они должны помочь вам запомнить текст как можно лучше. Какие три слова ты бы выбрал?». Это помогает ученикам задуматься над прочитанным текстом:

  • Что именно там было сказано? 
  • Что из этого всего было наиболее важным? 
  • Какие слова помогут мне запомнить этот текст?

Это, в свою очередь, упрощает запоминание текста. Позже вашему ребенку просто нужно посмотреть на эти слова и спросить себя: «Я помню, о чем был текст?».

Расширяйте стратегию: систематический повтор

Перед сном — при условии, что после этого ребенок сможет легко заснуть — все, что выучили в течение дня, можно повторить снова. Процессы консолидации происходят во время сна, что улучшает производительность памяти. 

Короткие перерывы между запоминаниями помогут восстановиться и повысить концентрацию внимания. 

Всегда адаптируйте стратегию к своему ребенку

Например, дети с СДВГ очень восприимчивы к визуальному каналу. Вместо того, чтобы повторять текст своими словами, попросите ребенка представить, что он режиссер-документалист. Пусть представит, что он снимает фильм о римлянах: 

  • Какие картинки он бы показал для этого раздела? 
  • Что бы он сделал, чтобы зрители смогли все запомнить? 
  • Как сделать фильм еще более захватывающим?

Как мотивировать ребенка

Что делать, если ребенок стал получать плохие оценки в школе

Ребёнок переходит в старший класс. Как помочь ему справиться с давлением и тревожностью?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − пять =

Прокрутить вверх
Пролистать наверх