Наш мозг — это не жесткий диск, а глаза — не сканер. Пассивное повторение — самый распространенный метод обучения, но также и самый худший!
Чем активнее мы будем работать с прочитанным материалом, тем быстрее сможем запоминать информацию. Если нам удается сочетать новые знания с уже знакомой нам информацией, находить примеры, пересказывать содержание своими словами или создавать яркие образы, мы создадим прекрасные воспоминания.
Базовая стратегия изучения текста состоит всего из трех шагов:
- Разделите текст на отдельные разделы;
- Прочитайте отдельный раздел;
- Перескажите своими словами прочитанный материал.
Во-первых, позвольте вашему ребенку разделить текст на отдельные части. В большинстве случаев (в учебниках) текст предварительно структурирован по заголовку и подзаголовку.
Дайте время ребенку прочитать раздел, затем сделайте паузу и попросите его пересказать своими словами, то что он только что прочитал. После этого вы можете спросить, что еще он знает по данной теме.
Предупреждение: следите за тем, чтобы ребенок не запоминал текст “автоматом”, повторяя его дословно.
Постоянное чередование между чтением и воспроизведением прочитанного имеет два преимущества: во-первых, наш мозг менее устает, когда мы переключаемся между двумя видами деятельности (чтением и пересказом). Во-вторых, мы более сосредоточены. Дети, которые только читают тексты, часто осознают, что ничего не поняли.
Как только ребенок освоит первые три шага, можно добавить четвертый шаг: контроль знаний. Как родитель или учитель вы можете спросить ребенка:
- он понимает, о чем говорится в этом разделе?
- насколько хорошо он запомнил информацию?
- у него достаточно знаний, чтобы ответить на вопросы по этой главе?
Со временем ребенок будет все лучше и лучше понимать, насколько хорошо он усваивает тему и когда ее нужно дополнительно повторить.
Усильте стратегию: подчеркните ключевые слова
Если ваш ребенок может легко использовать предыдущие четыре шага, можно будет практиковать пятый шаг: подчеркивание ключевых слов.
- Разделите текст на отдельные разделы.
- Прочитайте отдельный раздел.
- Перескажите своими словами прочитанный текст.
- Проверьте знания.
- Подчеркните ключевые термины.
Многие школьники просто подчеркивают все, что им кажется важным. Проблема заключается в том, что типичные тексты учебников написаны так, что практически все важно и поэтому почти все надо подчеркивать и выделять.
Учите детей отмечать только ключевые слова. Это слова, которые лучше всего передают содержание раздела.
Используйте следующую инструкцию: «Подчеркните три-пять слов, которые лучше всего отражают содержание этого раздела». Или, более образно: «Представьте, что вам разрешили написать шпаргалку с тремя словами для этого раздела. Они должны помочь вам запомнить текст как можно лучше. Какие три слова ты бы выбрал?». Это помогает ученикам задуматься над прочитанным текстом:
- Что именно там было сказано?
- Что из этого всего было наиболее важным?
- Какие слова помогут мне запомнить этот текст?
Это, в свою очередь, упрощает запоминание текста. Позже вашему ребенку просто нужно посмотреть на эти слова и спросить себя: «Я помню, о чем был текст?».
Расширяйте стратегию: систематический повтор
Перед сном — при условии, что после этого ребенок сможет легко заснуть — все, что выучили в течение дня, можно повторить снова. Процессы консолидации происходят во время сна, что улучшает производительность памяти.
Короткие перерывы между запоминаниями помогут восстановиться и повысить концентрацию внимания.
Всегда адаптируйте стратегию к своему ребенку
Например, дети с СДВГ очень восприимчивы к визуальному каналу. Вместо того, чтобы повторять текст своими словами, попросите ребенка представить, что он режиссер-документалист. Пусть представит, что он снимает фильм о римлянах:
- Какие картинки он бы показал для этого раздела?
- Что бы он сделал, чтобы зрители смогли все запомнить?
- Как сделать фильм еще более захватывающим?
Что делать, если ребенок стал получать плохие оценки в школе
Ребёнок переходит в старший класс. Как помочь ему справиться с давлением и тревожностью?