Что делать, если ребенок стал получать плохие оценки в школе

Что делать, если ребенок стал получать плохие оценки в школе

«Я это не могу!» — восклицает Михаил, делая домашнее задание по математике. Никакие уговоры, обещания и увещания больше не помогают. Михаил сидит со скрещенными руками и отказывается что либо делать. На следующий день в школе он пишет контрольную по математике. Результат, похоже, не удивил ни родителей, ни самого Михаила. Сам мальчик смиренно говорит: «Вот видите … Я просто не могу!».

Елена тоже получила плохую оценку за контрольную по математике. Она думает, что это вина учителя: «Она специально давала сложные вопросы!». Дома она говорит, что учитель не может правильно объяснить материал и, что контрольная была слишком сложной. Между делом добавляя: «Михаил тоже получил плохую оценку!».

Мария тоже не “блеснула”своими знаниями на контрольной. Она сделала много ошибок и, как следствие, получила плохую оценку. Но она реагирует на неудачу совсем иначе. После урока математики она спрашивает себя: «В чем причина? Что я сделала неправильно?», а вечером она просит маму о помощи: «Ты можешь мне еще раз объяснить эту тему?».

Как дети относятся к неудачам в школе

В чем разница между тремя детьми? Возможно, у них просто разные характеры и они не одинаково талантливы? Нет, все они относятся к своим неудачам по-разному. Михаил убежден, что его плохая оценка не была случайностью: “Я просто не могу заниматься математикой и, похоже, у меня нет никакой надежды когда-либо выучить ее”. В результате он и не будет больше пытаться, ведь следующая неудача практически неизбежна.

С Еленой аналогичная ситуация. Но не потому, что она сомневается в своих способностях, а потому, что ищет недостатки в других людях или в обстоятельствах. Она считает, что не поняла объяснений учителя и поэтому сочла контрольную трудной. Она не задумывается, может ли она сама повлиять на оценку по математике. Вероятно, она останется такой же пассивной и во время подготовки к следующей контрольной. Однако мы также можем видеть, что в таком способе борьбы с неудачами есть и хорошая сторона: у Елены, безусловно, нет никаких сомнений в себе. И это свойственно практически каждому из нас)

Защитная реакция нашего мозга на неудачи

Что-то пошло не так и мы думаем, что это вина нашего коллеги или, может быть, это просто плохая погода. Мы находим причины, которые оправдывают поражение и заставляют нас снова чувствовать себя лучше. На короткий промежуток времени это может быть очень полезной стратегией, но в долгосрочной перспективе подобная работа с неудачами может вызвать чувство беспомощности. Ведь в конце концов, это означает, что нам нравится находится во власти других людей или обстоятельств. 

Вспоминая свои студенческие годы, практически каждый мог бы привести множество примеров, которые напоминают нам стратегию Елены. Ведь вам не приходится подвергать сомнению свой интеллект. В конце концов, вы просто начали слишком поздно, слишком устали или случилось что-то неожиданное. Так мы чувствуем себя лучше.

Какие стратегии могут конструктивно бороться с ошибками и неудачами?

Давайте теперь спросим себя, почему дети, подобные Марии, делают иначе. Первое, что вы замечаете — это то, что она чувствует ответственность за свои результаты, но не ставит под сомнение свои способности. Ее стратегия борьбы с неудачами способствует тому, что она сможет в будущем добиться успеха.

В первую очередь ошибки и неудачи должны рассматриваться не как глобальная неудача, а как возможность учиться на них. Необходимо сделать попытку выяснить причины ошибки: 

  • Правило неправильно понято? 
  • Не достаточно отработаны учебные навыки? 
  • Это была ошибка по неосторожности? 
  • Или просто страх неудачи? 

Теперь вам может быть интересно, что мы, родители и педагоги, можем сделать для того, чтобы помочь нашим детям справляться с ошибками и неудачами. Прежде всего, мы должны помнить, что дети в первую очередь учатся, наблюдая за нами. Мы отвечаем за свои ошибки? Мы пытаемся сменить неприятную тему разговора как можно скорее или возложить ответственность за ошибки на других? Нам часто бывает нелегко найти конструктивный способ борьбы с ошибками?

Слова, которые могут побудить ребенка положительно относиться к ошибкам и неудачам:

  • На этот раз ты разочарован, я понимаю… Может сегодня вечером мы вместе посмотрим, что случилось? 
  • Следует ли нам написать правило на маленьком листочке? Чтобы в следующий  раз ты точно его вспомнил!

Если у ребенка много неудач в школе, важно добиваться небольших успехов в общении с ребенком и, если возможно, создавать ситуации за пределами школы, в которых ребенок добивается успехов. 

  • Каковы интересы и сильные стороны ребенка? 
  • Какие хобби и занятия могут повысить его самооценку? 

Постоянно сообщайте ребенку о достигнутых успехах — какими бы маленькими они ни были!


Как мотивировать ребенка

Репетитор по английскому

Английский для школьников средних и старших классов (5-11 класс)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 − девять =

Пролистать наверх