Почему ученики так нервничают перед экзаменом?

Почему мы так нервничаем перед экзаменом

Беспокойство о достижениях мотивирует не стремиться к успеху, а защищает самооценку и создает безопасность.

“Скажи, — спросил я особенно трудолюбивого одноклассника, когда мне было 17 лет, — почему хорошие оценки так важны для тебя?” и он ответил: “Для меня не важны хорошие оценки, просто я боюсь получить плохие!”.

Это навсегда запечатлелось в моей памяти. Оказывается вот почему я никогда не видел, чтобы он радовался хорошим оценкам, ведь он учился не для этого. Ему просто удалось еще раз избежать катастрофы и стресса! А на это реагируешь не с радостью, а в лучшем случае с облегчением, получив перерыв до следующего испытания. День или два, может, неделю тебе не о чем беспокоиться.

Влияние на мотивацию

Страх — это не просто чувство, он влияет на мышление, мотивацию и поведение. Во время обучения многие молодые люди и взрослые говорят, что, по их мнению, у них недостаточно мотивации, чтобы учиться без страха. Это фатальная ошибка. Беспокойство о достижениях мотивирует не стремиться к успеху, а защищает самооценку и создает безопасность.

При подготовке презентации мотивированный студент может спросить себя, что он хотел бы передать своим слушателям и как бы он мог представить тему в интересной форме. Во время лекции он находится со своей аудиторией, обращая внимание на различные реакции и следя за тем, чтобы рассказ был живым. Напротив, озабоченный производительностью человек зациклен на себе: «Что, если я потеряю нить? Как стыдно, когда я краснею!». Он буквально учит свою лекцию наизусть, чтобы быть уверенным.

Напуганный студент сделает все возможное, чтобы пройти испытание, которое ему навязывают. Однако он всеми силами старается избежать экзамена при любой возможности.

Несколько исследований показывают, что студенты, которые беспокоятся об экзаменах, имеют более длительный путь обучения (например, они не решаются подавать итоговые работы, потому что они не соответствуют их собственным перфекционистским стандартам, или откладывают экзамены, чтобы иметь больше времени для учебы). Многие даже преждевременно бросают учебу.

Несколько исследований показали, что те, кто беспокоится об экзаменах, часто выбирают карьерный путь, который для них слишком легок — с одной стороны, потому что они недооценивают себя и свои способности, с другой стороны, чтобы наконец избежать давления, необходимого для выполнения сложной работы.

Влияние на мышление

Страх оказывает огромное влияние на то, как мы думаем. Как мы видели на примере мотивации, страх отвлекает внимание от задачи и сосредотачивается на возможных угрозах.

Для тех, кто боится экзаменов, характерны три особенности, которые могут быть более или менее выраженными:

  • Недооценивают собственные способности и возможности;   
  • Переоценивают сложность экзамена;
  • Переоценивают возможные последствия провала или плохо сданного экзамена

Мысли могут быть такими:

  • В любом случае я слишком глуп;
  • Все остальные намного умнее / быстрее / талантливее и т.д., чем я;
  • Я уверен, что покраснею и потеряю нить;
  • Что делать, если я не смогу сказать ни слова на устном экзамене?
  • Если я провалю экзамен, все подумают, что я неудачник.

Эти пугающие мысли обычно характеризуются тем, что они кажутся катастрофическими и иррациональными, выражают черно-белые взгляды и, в конечном итоге, связаны с последствиями, которые неудача может оказать на самооценку, и тем, насколько она вероятна.

У некоторых студентов такое мышление настолько ярко выражено, что экзамены превращаются в битву не на жизнь, а на смерть! Такие мысли естественным образом отвлекают внимание от материала на подготовительном этапе — ученика волнуют не его тексты и задания, а страх.

Снизьте тревогу перед экзаменом за счет конструктивного подхода

Дети и подростки, страдающие от тревожности перед экзаменами, демонстрируют особые стереотипы мышления, которые усиливают страх и беспомощность. В данном случае вы, как мать или отец, можете помочь своему ребенку выбраться из негативных круговоротов мыслей и, таким образом, уменьшить страх перед экзаменами.

Не следует путать конструктивное мышление с позитивным мышлением. Речь идет не о замене черных очков на розовые, а о очках, с которыми вы можете лучше видеть. 

Когда мы говорим с детьми и подростками об их страхах, мы не пытаемся убедить их в других точках зрения, а, скорее, немного ослабляем их собственную “пугающую” структуру мышления. Чувства и переживания ребенка сначала принимаются, чтобы потом выразить иную точку зрения. Разговор матери и ребенка может выглядеть так:

  • Ангелина: «Я не могу!»
  • Мать: «Этих заданий очень много, не так ли?»
  • Ангелина: «Да, я не могу всему этому научиться!»
  • Мать: «Хм. Знаешь, когда у меня так много дел, я иногда думаю, что не могу все успеть сделать. Знаешь, что мне тогда помогает?»
  • Ангелина: «Нет. Что?»
  • Мать: «Я говорю себе: хорошо — это действительно много, и ты не сможешь со всем справиться. Но у тебя достаточно времени для самых важных дел. Теперь я просто нахожу то, что является самым важным, и делаю это».
  • Ангелина: «Но как ты узнаешь, что важно?»
  • Мать: «Хм … давай посмотрим, сможем ли мы выяснить. Что будет спрашивать учитель завтра на уроке?»
  • Ангелина: «5 и 6 параграф…»

Сначала вы познакомитесь с реальностью ребенка, его тревогами и страхами. Вы соглашаетесь с тем, о чем ребенок думает в данный момент. Иногда это не так просто — многим родителям трудно принять то, о чем их ребенок думает, например, что они могут рассердиться или разочароваться, если принесут домой плохую оценку. 

Если вы примете страх и беспокойство ребенка, произойдут две очень важные вещи: во-первых, ребенок почувствует себя понятым и, во-вторых, станет ясно, чего ребенок на самом деле боится. Только когда причины понятны, вы можете действовать разумно. За первым беспокойством («Я не могу») скрывается главный страх: «Мои родители могут быть разочарованы мной».


Репетитор по английскому

Английский язык по Скайпу

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 − четырнадцать =

Пролистать наверх