Почему дети должны писать от руки даже в век компьютеров

Почему дети должны писать от руки даже в век компьютеров

Ваши дети или ученики относятся к тем, кто предпочел бы выполнять все свои задачи с помощью планшета или ноутбука? 

Мнение родителей и учителей по этому поводу разделились: с одной стороны набор текста на клавиатуре чище и аккуратнее. Поэтому неудивительно, что у многих студентов есть возможность писать более длинные эссе или работать над проектами на своих ноутбуках или компьютерах. Но как насчет приобретения знаний? Разве не лучше писать от руки, чтобы знания в конце концов “остались” в голове? Или мы должны наконец уступить молодым людям, для которых почерк – ненужный пережиток старины?

Огромное количество исследований за последние несколько десятилетий показали, что мы можем лучше всего усваивать информацию, когда она:

  • новая;
  • напрямую имеет отношение к нашей жизни;
  • связана с эмоциями.

В то же время мы можем лучше запоминать, если мы обрабатываем данные с помощью нескольких сенсорных каналов, например, читая контент, объясняя его кому-то, делая заметки или памятки, выслушивая и проговаривая про себя наиболее важные моменты. Чем активнее мы работаем с контентом, связываем его с предыдущими знаниями, ищем примеры и думаем о них, тем лучше они сохраняются в долговременной памяти. Поэтому пассивное бездумное копирование не очень эффективно.

Но даже если мы используем только запись важной информации как стратегию запоминания важных вещей, остается открытым вопрос, какая форма более полезна: написано ли содержимое от руки или на клавиатуре?

Посмотрим на исследования:

  1. В 2005 году в течение трех недель исследователи учили детей новым буквам. Некоторые дети отрабатывали новые буквы вручную, другие набирали их на компьютере. После этапа обучения все дети прошли два теста. Задача заключалась в том, чтобы распознать выученные буквы. Дети, которые практиковали написание от руки, лучше запомнили буквы. Эффект был особенно выраженным у более старших детей.
  2. В 2015 году было проведено аналогичное исследование с детьми детского сада. Все дети прошли 16 занятий, в ходе которых выучили 8 букв алфавита. Чтобы запомнить их, дети должны были либо написать новые буквы ручкой на листе бумаги, либо набрать их с помощью специально разработанной компьютерной клавиатуры, которая содержит только те буквы, которые необходимо было выучить. В последующем тесте исследователи продиктовали детям, помимо прочего, слова, состоящие из «обучающих букв» (например, мама). В этом тесте группа, которая практиковала отдельные буквы через написание от руки, намного опередила детей, изучающих буквы через клавиатуру.

Но относится ли это только к буквам, целым словам или лексике? А как насчет эффекта обучения при наборе материала на планшете?

В 2020 году исследователи дали взрослым женщинам задание составить списки слов, которые были продиктованы им вслух через наушники. Одни участники писали список от руки, другие на клавиатуре ноутбука, а третьи на сенсорной клавиатуре Ipad. Порядок использования устройства был определен случайно.

Через некоторое время выяснялось, какие слова испытуемые могли свободно воспроизводить по памяти. Испытуемые запомнили значительно больше слов, которые они написали от руки, по сравнению с теми, которые набрали с помощью клавиатуры (ноутбук или iPad).

Может быть, надо просто привыкнуть к набору текста с помощью клавиатуры? Вряд ли: испытуемые, которые имели больший опыт набора текста на клавиатуре и печатали сравнительно быстро, показали не лучшие результаты, чем участники с меньшим опытом или меньшей скоростью набора текста. Это говорит о том, что преимущество практики рукописного ввода было не просто отражением незнания набора текста на клавиатуре.

Эти результаты показывают, что тренировка букв и слов при написании от руки дает лучшие результаты, чем их набор на клавиатуре.

Но как насчет записи более длинных текстов и более подробного содержания? Может быть здесь ноутбук будет эффективнее рукописного ввода? Согласно исследованию Пэм Мюллер и Даниэля Оппенгеймера (2014) с участием более 300 студентов, ответ таков: нет!

Те, кто делал записи на ноутбуке во время лекции, как правило, хуже запоминали факты и концепции из соответствующего урока неделю спустя. Студенты, сделавшие заметки от руки, в целом справились с заданием лучше.

Судя по всему, «группа портативных компьютеров» имела тенденцию записывать лекцию почти дословно. Это означало, что они обрабатывали содержание только поверхностно. «Группа почерка» обрабатывала информацию более глубоко. Видимо, эти студенты были вынуждены максимально сжато изложить услышанное на бумаге, потому что их “ограничивала” довольно медленная скорость написания от руки.


Репетитор по английскому

Онлайн обучение английскому языку

Английский для дошкольников

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пятнадцать − 14 =

Пролистать наверх