часть 1: от рождения до 18-го месяцев
В то время как изучение нового языка требует от нас, взрослых, большой работы и настойчивости, малыши, кажется, изучают свой родной язык как бы играя.
Первые фазы освоения первого языка начинаются в утробе матери. Начиная с 25-й недели беременности, развивается слуховой орган, и с этого момента плод начинает воспринимать голос матери. И хотя он слышит его приглушенно, он уже запоминает речевую мелодию.
Исследования показали, что дети, которым всего несколько дней, отдают предпочтение языку, на котором говорит мать. Именно так новорожденные распознают голос и язык своей матери сразу после рождения — точно так же, как рассказы или мелодии, которые им рассказывали или пели во время беременности.
«Начальная фаза» в первые восемь недель
Младенцы проходят начальную фазу в первые 8 недель. Они начинают изучать образцы интонации и пытаются создать свои первые звуки, такие как булькающий, чмокающий или кричащий. Благодаря реакции окружающей среды на эти “шумы”, дети узнают о коммуникативной функции языка, и плач становится более дифференцированным.
Младенцы также улучшают свои слуховые навыки в первые несколько недель своей жизни, ища источники звуков вокруг них.
Ребенок позже учится не только интерпретировать содержание слов, но также интерпретировать моторные выражения другого человека и реагировать соответствующим образом.
Чтобы дети лучше могли уловить невербальное общение, важно, чтобы родители как можно чаще показывали им то, о чем они говорят.
Вторая фаза — слоги
Во время второй фазы (5-6 месяцев) младенцы пробуют первые слоги и различные комбинации звуков, в результате чего появляются такие «слова», как «Вавава», «Бабаба».
«Фаза из одного слова» с десятого по двенадцатый месяц
На так называемой фазе из одного слова (10-12 месяцев) язык расширяется. Теперь дети могут составлять предложения из одного слова. Они используют его для обозначения желаний, чувств, предметов, людей и т.д. Таких как: «Аам» (= Я хочу есть), «Там!» (= Вижу собаку, машину и т.д.).
часть 2: с 18 месяцев до 4 лет
Фонетические звуки
Изучение фонетических звуков оказывается более сложным, чем часто ошибочно предполагают. Звуки не достигают наших ушей как отдельные звуки, но всегда в сочетании с соседними звуками, а также часто меняют свое произношение в отличие от их написания.
Поэтому родители должны с самого начала говорить со своими детьми очень корректно и, по возможности, избегать использования так называемого «неразборчивого» детского языка.
Первые слова
Дети достигают фазы двух слов в возрасте около 18 месяцев, и их утверждения становятся все более сложными. С этих пор приобретение слов происходит намного быстрее.
Наиболее распространенными двумя первыми словами детей являются мама и папа. Это явление основано на простом объяснении: последовательность согласная — гласная — согласная — гласная легко произносить. Именно поэтому этот порядок первых слов представлен на многих языках.
В дополнение к этим морфологически простым словам дети, как правило, упрощают другие, более сложные слова, чтобы у них было меньше проблем с произношением. Они просто пропускают трудные буквы или меняют их местами.
Это «неправильное произношение» помогает детям говорить совершенно нормально в течение определенного периода времени и часто необходимо с точки зрения развития речевых навыков. Дети не должны бояться говорить, а задача родителей состоит в том, чтобы постоянно побуждать их «болтать».
В возрасте трех лет малыши начинают формировать предложения из трех или более слов, которые обычно состоят из комбинации существительное — глагол — прилагательное (но также и первые местоимения, предлоги и т.д.). Такие как: «Папа, читай книгу».
На этом этапе для родителей важно убедиться, что дети составляют законченные предложения.
Часть 3: от четырех до одиннадцати лет
От четырех до шести лет: дифференциация
Произношение ребенка значительно улучшилось за первые четыре года, и теперь его легко понять. За исключением сложных слов, у него почти нет проблем с правильным произношением.
Словарный запас ребенка быстро увеличивается, и большинство детей могут легко участвовать в любом «обычном» разговоре.
На этом этапе дети понимают, что они должны составлять предложения по определенной схеме и придерживаться синтаксических правил. Они узнают, что существуют существительные, глаголы и прилагательные.
В результате предложения становятся все более сложными, а грамматические ошибки значительно уменьшаются.
От шести до одиннадцати лет
В конце 11-го года дети должны освоить все звуки и правильно использовать грамматические правила и времена.
Теперь дети начинают создавать более сложные предложения. Они понимают шутки и двусмысленные высказывания.
Изучение иностранных языков в пожилом возрасте
Изучение иностранного языка при помощи музыки, видео и чтения