Математика – только для мальчиков?

Математика - только для мальчиков?

Вряд ли какой-либо другой предмет связан с таким количеством предрассудков, связанных с гендерными различиями, как математика.

Девочки действительно успевают хуже по математике?

Да. Можно было бы ответить преждевременно, если взглянуть на крупномасштабные исследования последних нескольких лет: например, девочки начальной школы в исследовании Timss (2011) показали худшие результаты в тесте по математике, чем мальчики. В исследовании в Пизе (2012 г.) 15-летние мальчики из всех стран-участниц опередили девочек в тестах по математике. Еще в 1990 г. крупный метаанализ из США показал, что мальчики лучше справляются со сложными математическими задачами.

Но любой, кто предполагает, что мальчики имеют лучшие оценки по математике, ошибается: в Тайване, Сингапуре, России и Турции девочки показали лучшие результаты, чем мальчики. В десяти странах девочки и мальчики одинаково хорошо учились по математике.

Родители также часто способствуют тому, что девочки менее уверены в арифметике, чем мальчики. Родители детей младшего школьного возраста в целом имеют более негативные ожидания относительно успеваемости своих дочерей в отношении математики. 

Уверенность играет решающее значение

Наибольшее гендерное различие проявляется не в успеваемости или интересе, а в уверенности в собственных математических способностях: у школьниц просто, кажется, более низкая уверенность в себе в этой области. В крупномасштабном исследовании с данными почти 50 000 молодых людей молодые девушки сообщили о большей неуверенности и опасениях в отношении математики, чем их сверстники-мальчики (Else-Quest, 2010).

Просто поразительно: девочки соглашаются с утверждением «Я просто плохо разбираюсь в математике» гораздо чаще и легче, чем мальчики, даже если они успевают в этой области так же хорошо, как их сверстники-мальчики (OECD, 2015).

Стереотип о том, что девочки не одарены математикой, все еще, кажется, укоренился во многих умах. Большинство из нас в какой-то момент в школьные годы столкивались с таким утверждением, как «Математика – это занятие для мальчиков / не для девочек / дело таланта».

Такие утверждения работают как самоисполняющееся пророчество: если вам снова и снова сознательно или бессознательно дают сигнал, что вы просто не созданы для математики, вероятность неудач становится все более и более высокой, и со временем образ «математического неуча» полностью подтверждается. 

Дети часто перенимают такое отношение у своих родителей и учителей. Если, например, учителя начальной школы сами боятся математики, девочки в их классе с большей вероятностью развиваются в убеждении, что математика не для них, и со временем будут получать более низкие оценки по этому предмету, чем мальчики, хотя неоднократно установлено, что в начале учебного года нет различий в успеваемости между мальчиками и девочками (Beilock et al., 2010). 

Влияние учителей

В то же время устоявшиеся стереотипы могут напрямую привести к искажению оценок. Об этом свидетельствует исследование Lavy & Sand (2015). Ученые обследовали учеников в Израиле от шестого до выпускного класса. Молодым людям было предложено в общей сложности два теста, которые затем давали разным учителям для выставления оценок. Один раз имя ребенка было указано на каждом тесте, а в другой раз тестовые листы были анонимными.

Поразительный результат: по математике девочки в целом получили лучшие оценки, чем мальчики, когда тесты проводились анонимно. Если учителя читали имена детей, то мальчики внезапно получали более высокие оценки, чем девочки. Вывод руководителя исследования: учителя недооценивали математические способности девочек и систематически переоценивали навыки мальчиков. Однако в большинстве случаев это непреднамеренный и бессознательный процесс, который очень трудно переломить.

Если мы хотим, чтобы дети занимались математикой (или любой другой областью), мы должны объяснить им, что этот предмет можно изучать независимо от пола.

Учителю также полезно разобраться со своим собственным отношением:

  • Как я отношусь к соответствующим предметам?
  • Насколько большое значение я придаю интеллекту, таланту и полу?
  • Сколько хороших стратегий обучения и развития способностей по математике я использую?

Дистанционное обучение английскому языку

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × пять =

Пролистать наверх